Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с
печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как
правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое
копирование. Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок:
то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов
вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не
ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно. Вы
сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется, что списать текст –
это очень просто?Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не
один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже
давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все
так просто. А наш ребенок только учится писать и списывать, и
даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит,
надо помочь. Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок?
Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок?
Он копирует каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал,
затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он
переносит отдельно. Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка.
Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может
забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву.
Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же
буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как
ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он
сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно.
Ребенок теряет силы, время, интерес, а значит получается у него все
хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать. Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно. Списываем слово 1. Прочитай слово.
2. Повтори его.
3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.
4.
Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как
написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать
именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать
еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с
четким «Б» на конце.
5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.
6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
7.
Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно
сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть
свои ошибки.
Если все сделано правильно, то ошибок не
будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть
ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой. Списывание
начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова таким
образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше.
Списывать ребенок будет быстрее и легче. Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом? •Прочитывая слово целиком и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.
•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.
•Запоминая
слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок
увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие
слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает
необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает
угол зрения ребенка.
Следующим этапом будет списывание
предложений. Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму,
то и предложение списать ему будет нетрудно. Списываем предложение. 1. Прочитай предложение.
2. О чем говорится в предложении?
3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?
4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.
Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.
5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?
6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.
Все кажется очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки
уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать,
научить и закрепить.